В старину баня была для финнов святым местом. Сначала она находилась во дворе, а лишь с начала 20 века на берегу озера по примеру дачников из высших сословий. В баню ходили обычно регулярно только один раз в неделю. Чтобы истопить баню «по-черному» для нескольких смен парильщиков уходил целый день. Нужно было правильно выбрать дрова, уметь их закладывать в печь и вовремя подбрасывать дополнительно; чтобы топить баню и вязать веники нужно время. Этой неторопливости при топке бани и умению правильно вязать веники учились из поколения в поколение.
Многие обычаи регулировали поведение парильщиков. Согласно пословице «в бане надо быть как в церкви», с благоговением. Обычно предупреждали, что в бане нельзя галдеть, ругаться, сплетничать, клеветать или шуметь. Этим правилам и обычаям обучали и детей.
Финские этнографические источники со значительной последовательностью указывают на ошибочность существующего всемирного представления о финской банной культуре как о всеобщих банях. В деревенской общине мужчины и женщины мылись в отдельных сменах. Только позднее стали в баню ходить семьями. Раньше хозяин с работниками ходили в баню первыми, после полевых работ, а хозяйка с работницами потом, после дойки коров.
Финская литература изобилует красочными банными эпизодами. Один из наиболее известных описан в романе «Семеро братьев» Алексиса Киви; братья парились в рождество на соломе в новой курной избе, наслаждаясь рождественским пивом, пока баня не загорелась, и чтобы не замерзнуть насмерть, им пришлось в одних рубахах пробежать через зимний лес до ближайшего дома! Литература основана на богатой народной традиции.
Баня была по-разному связана с ходом сельскохозяйственного года. В ней сообща выполняли разнообразные хозяйственные работы: обрабатывали лен, коптили мясо и колбасы, затирали и сушили солод, проращивали семенной картофель, стирали белье. В ходе этих ежегодных занятий старые и молодые члены рода работали вместе несколько дней подряд, коротая время народными рунами и песнями: в ритме работы пели, например, эротические песни, рассказывали предания и сказки, загадывали загадки.
В народном календаре внимание обращали на знаменательные дни, когда гадали на удачу в будущем году, в промыслах, в женитьбе. На Карельском перешейке в Койвисто баню топили в канун нового года в каждом доме очень рано до рассвета. Говорили, что «работы в течение года будут поступать вовремя, если дым поднимался в новогоднее утро на небо до солнца».
По материалам сайта: http://www.miks97.ru/
Просмотров: 1085
Смотрите также:
Баня по-черному
Баня из дерева
Баня и её история.
Баня и ароматерапия
15 советов для любительниц русской бани