В наше время трудно представить себе человека, который отправился в баню, чтобы поиграть там в мяч или в шахматы, порисовать или написать стихотворение. А в Древнем Риме в баню (терму) ходили не только с гигиеническими и оздоровительными целями. Римские термы имели также спортивную, культурную и увеселительную направленность. Римская баня состояла из аподитриума (комнаты для раздевания), тепидариума (теплой комнаты), калидари-ума (жаркой комнаты) и фриджидариума (холодной комнаты) с бассейнами для купания. Более десяти водопроводов подводили к римским баням ключевую воду. Купание обычно сопровождалось смазыванием тела ароматными маслами и заканчивалось энергичным массажем. При термах имелись массажные комнаты, площадки для физических упражнений и состязаний, для отдыха, для народных собраний и даже библиотеки. Здесь же происходили пиршества, театральные представления, устраивались художественные выставки, чтение, торговля разными товарами.
При раскопках в Афродисие, греческо-римском городе на Анатолийском плоскогорье, в 1904-1905гг. были обнаружены грандиозные римские бани эпохи императора Адриана (76–138 гг.), оборудованные сложной системой центрального отопления. Раскаленный воздух от печей, топившихся дровами, циркулировал под каменным полом, нагревая воду в мелком бассейне, по краям которого нежились в облаках пара посетители. В разных залах, отделанных мрамором, каждый мог подобрать температуру по вкусу, а под конец выкупаться в бассейне с прохладной водой. В банях Адриана до нашего времени сохранились скульптурные украшения на мифологические сюжеты античных авторов.
Каждый новый император, восходя на престол, строил общедоступные термы, тем самым приобретая популярность в народе. Термы, построенные в
В некоторые римские бани вода подавалась по серебряным трубам, а в женских термах скамьи иногда делались из серебра, ванны и тазы — из белого мрамора. Ряд бань оборудовался особыми топками, которые нагревали пол до 50–60 «С и служили источником парообразования. Ходить по такому полу приходилось в деревянных сандалиях. Обычно императорские термы имели большие купальные ванны с холодной, прохладной и теплой водой. После посещения калидариума римляне погружались в бассейн с теплой водой, затем с прохладной и холодной (то, что сейчас называется контрастными ваннами и применяется особенно широко в спортивной практике как средство восстановления после физической и психической нагрузки). Наряду с общими, в богатых домах были собственные бани. Богатые римляне посещали баню два раза в день — утром и вечером. В то время ни один народ не расходовал такого количества воды: ежедневно на каждого приходилось 550–600 литров (для сравнения: в Москве сейчас на каждого жителя расходуется
Такое большое потребление воды нередко беспокоило правителей. Например, когда в 97- г. Секст Юлий Фронтиний возглавил ведомство по снабжению Рима водой, он обнаружил, что городская организация водоснабжения поражена коррупцией и воровством. В те времена воровать воду из трубы, идущей к соседу, и подкупать инспекторов, чтобы они смотрели на это сквозь пальцы, было для римлян обычным делом. Римские врачи писали о пользе банных процедур при лечении различных заболеваний и для физического развития человека. Известен девиз римского врача Асклепиада (128–56 гг. до н. э.), предпочитавшего многим другим средствам воду и массаж: «Вылечить быстро, верно и приятно». Примеру Асклепиада следовал другой известный врач, живший при императоре Августе,- Авл Корнелий Цельс (I в. до н. э.). В своем сочинении «О медицине» он придавал большое значение водным процедурам и баням как одному из важных гигиенических средств.
Еще один крупнейший ученый своего времени — придворный врач императора Марка Аврелия Клавдий Гален (около 130–200 гг.) развивал в своих трудах идею лечения баней и массажем. Гален, врачуя гладиаторов в Пергаме, рекомендовал баню и массаж при ревматизме, травмах и для восстановления сил после тяжелой работы. Учение Галена, в котором были обобщены представления античных медиков, оказало большое влияние на развитие естествознания вплоть до XVI в. Однако после падения Великой Римской империи в V в. бани утратили свое значение в Западной Европе, а с наступлением поры религиозного аскетизма и вовсе стали считаться безнравственными заведениями. Уход за телом рассматривался в то время как одно из проявлений язычества. И хотя строительство бань после крестовых походов возродилось, достигнув наибольшего развития в XIII-XVI вв. (крестоносцы заимствовали на Востоке турецкие бани), учение о благотворном воздействии бань на организм в Западной Европе было забыто.
По материалам сайта: http://www.saratovteplo.ru/
Просмотров: 1726
Смотрите также:
Сруб русской бани.
Строительство бани на даче
Требования к русской бане
Турецкая баня
Утоление жажды в бане
Чем оборудовать бассейн
Черепичная крыша для бани.
Электрические печи для бань и саун
Япoнcкaя бaня
«Карманная» сауна