Вопрос о происхождении и бытовании русской бани имеет большое значение для прояснений «темных» моментов этнической истории славянских народов: его рассмотрение может пролить свет на некоторые древние культурообразующие процессы.
Русская баня «дожила» до современности в своем изначальном виде. Ареалы банных традиций во многом совпадают с зонами расселения отдельных летописных групп восточных славян. Эта особенность осталась почти незамеченной в научной литературе, хотя о русской бане написано достаточно много. Но большинство работ на эту тему описывали устройство и использование бани, а также полезные качества мытья и паренья в ней.
Российские исследования, посвященные мифологии и обрядам, связанным с баней, а также «географии» распространения русской парной бани, во множестве появились в середине ХІХ в. Это было связано с повышением интереса к собственной истории и культуре – во всех ее проявлениях – и появлению новых, более цивилизованных, традиций гигиены и здорового быта.
Однако на взаимосвязь между ареалом распространения парной бани и расселением групп восточных славян впервые было обращено внимание довольно поздно – в начале ХХ века, и первые статьи были основаны на материалах экспедиции по губерниям среднерусской полосы. Рассматривая вопрос о двух традициях – мытья в бане и мытья в печи, авторы объясняли их появление и бытование существованием здесь с давних времен двух различных этнокультурных комплексов. Ареал бани на Рязанской земле находится к северу от реки Пра и к востоку от реки Ранова. В треугольнике рек Ока, Осетр и Пронь (древняя территория вятичей) бани не были зафиксированы.
На севере области районы наличия бань совпадали с бытованием у населения среднерусского плана жилища, двора и особого варианта южнорусского костюма. По мнению археологов и антропологов, север Рязанской области был местом расселения кривичей. Не ясно, были ли бани у всех групп кривичей. В областях восточнее Смоленской и Тверской земель, заселенных кривичами позднее своих исконных территорий, эта традиция была распространена не повсеместно.
В Ярославской губернии бани строились только в селениях вдоль реки Волги; во Владимирской и Московской губерниях они встречались лишь кое-где. Даже в большинстве уездов Тверской губернии ими не пользовались. Здесь бани имелись в основном в деревнях вблизи реки Волги. В западных же районах – областях древнего обитания кривичей в Смоленской и Псковской землях – напротив, бани были известны издавна. Эти данные могут свидетельствовать либо о полном отсутствии «банной» традиции у восточных групп кривичей или позднем появлении ее, либо о неравномерности расселения кривичей в междуречье Волги и Оки.
В северных областях Руси, в особенности в Новгородской земле, дело обстояло иначе: во всех областях, колонизованных новгородцами, бани известны с давних пор.
В тех районах, где бани у русского населения не были зафиксированы, бытовала другая традиция – мытье (паренье) в печи. Описания его даются в сообщениях, присланных в Этнографическое бюро князя В.Н. Тенишева (1899 год). «Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень просторны, и мыться можно одному свободно сидя. Причем подстилают под себя солому; свободно раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печку с чугуном теплой воды. Ему подают веник и заслонку закрывают. Несмотря на видимое неудобство, крестьянин, выпарившись до «ломоты костей» и хорошо промывши голову щелоком, потом окатывается водой в сарае. Приготовлений нужно совсем немного: только с утра поставить в печь чугунок с водой», – сообщалось из Мольского прихода Тотемского уезда Вологодской губернии.
По материалам сайта: http//saratovsvet.ru
Просмотров: 2330
Смотрите также:
Баня и её история.
Отопление, подогрев и вентиляция бассейнов
Вентиляция в сауне.
Выбор дерева для строительства бани.
Баня-лучшее лекарство
Горячие финские сауны
Как сохранить чистоту бассейна.
Панельная баня.
Этапы строительства бассейна.
Построим печь для бани.